Социальное предпринимательство постепенно становится важнейшим элементом всемирной дискуссии о добровольчестве и гражданской позиции. Общественная инновация — новый способ решения проблем и результат социальной предпринимательской деятельности. Радует, что в Казахстане это направление становится важным видом деятельности для предпринимателей, государства и общества.
Для группы компаний KMF и KMF-Демеу поддержка и помощь в развитии социального предпринимательства — важная цель. Во главе этого вида бизнеса — высокие ценности и миссия, этим он отличается от существующих видов предпринимательства высокими. Мы стараемся поддерживать предпринимателей, чей бизнес помогает уязвимому населению страны.
Татьяна Адиетова — директор сети домов для престарелых «Благодать» в Караганде. «В нашем названии заключены два слова: “благо” и “дать” – дать благо. Открывая дом престарелых, мы искренне хотели дать благо тем старикам, которые нуждаются в уходе и внимании, создать условия для достойной жизни в комфорте и любви. Сейчас у нас три дома. Когда мы открывали первый в 2016 году, в команде было всего четыре человека. Один из трёх домов специализирован для людей, которые требуют особый уход: перенесшие инсульт, пережившие переломы костей. Здесь также живут люди с психическими отклонениями», — рассказала Татьяна.
«Аренда — это всегда затратно, поэтому мы решили, что нужно выкупать дом, но наших сбережений не хватало. На помощь пришел KMF. Теперь у нас есть собственный дом для пожилых людей». Сегодня в домах «Благодать» проживают более 130 пожилых людей и более 40 человек, которые их обслуживают. За здоровьем постояльцев следит медицинский персонал и воспитатели. Сейчас Татьяна строит зимний сад под обеденную зону, чтобы пожилые люди чувствовали уют и могли в любое время выпить с соседом чашку чая или сыграть в партию шахмат и шашек.
Всё больше предпринимателей начинают бизнес в этой сфере, за последние несколько лет в разных секторах социальному предпринимательству начали уделять особое внимание. Это показатель прогресса социального вида деятельности в Казахстане, чем KMF особенно гордится. Наша задача — поддерживать молодых специалистов и предпринимателей, которые начинают свой путь в этом направлении. На наш взгляд, именно молодежь может стать ресурсом для развития и популяризации социального предпринимательства. Ведь заинтересованное новое поколение — это будущее страны.
Поэтому в 2021 году в рамках спонсорства национального кубка и совместно с Enactus Kazakhstan мы объявили конкурс «Лучший социально-предпринимательский проект по обеспечению равных прав лицам с ограниченными возможностями» с призовым фондом в 1 000 000 тенге. Для нас было важно сохранить социальную направленность проекта, и главной целью конкурса стало мотивировать развитие важного для общества направления с помощью инновационных идей, которые предлагают молодые люди.
Важным направлением для KMF и KMF-Демеу остается поддержка инклюзивных предприятий. Например, для одного из масштабных проектов нашего фонда, конференции «KMFIskerHanymy», мы закупаем экологичные сумки от благотворительного фонда «Эльдани» в Алматы. «Эльдани» — это фонд со своей мастерской, в которой трудятся 15 человек со специфическими нуждами. Они делают разные вещи своими руками — в том числе и экологические сумки.
С 2021 года мы тесно сотрудничаем с общественным фондом «Айриз». Фонд работает с 2017 года и занимается изготовлением специальной одежды для инвалидов. В штате девять человек, четверо из них — слабослышащие работники, они занимаются пошивом.
Социальное предпринимательство — не только для индивидуальных предпринимателей и малого и среднего бизнеса. Это область для деятельности крупных компаний, которые могут оказать большое содействие в решении социальных проблем. KMF и KMF-Демеу — это поддержка для социальных предпринимателей и работа над освещением важности этого вида деятельности уже более 20 лет.