По данным Всемирного банка, применение цифровых технологий увеличивает производительность любой компании в среднем на 25%.
Безусловно, будущее бизнеса в цифровых технологиях — ускорение процессов производства, логистики, бухгалтерского учёта, рост количества клиентов и в результате растущий поток прибыли.
Однако, если процесс цифровизации таких гигантов как Amazon не вызывает вопросов, то что значит «цифровизация» для малого бизнеса? Как могут цифровизироваться небольшие предприятия и какую выгоду могут от этого получить?
Почему цифровизация малого бизнеса не только возможна, но и нужна?
Изменение глобального пользовательского опыта влечет за собой изменения в традиционном бизнесе. Клиенты хотят оплачивать покупки через телефон или QR-коды, видеть товары и услуги в своем смартфоне в одном приложении, получать покупки с помощью быстрой доставки, быть хорошо обслуженными и получать ответы на свои вопросы здесь и сейчас. А для МСБ клиент является главным источником дохода, поэтому вся деятельность выполняется в интересах покупателя. Другими словами, если для большой компании потеря 20 клиентов фактически не отразится на финансовых результатах, то потеря 20-30 клиентов для небольшого магазина может существенно урезать прибыль.
Еще одна особенность МСБ, которая является фактором для цифровизации —- это потребность в экономии любых ресурсов. Поэтому необходимо эффективно управлять затратами, производством, продвижением, зарплатами сотрудников. И цифровизация - это именно то, что позволяет бизнесу удовлетворять запросы потребителей, быть ближе к своему клиенту и максимально эффективно использовать свои ресурсы и возможности для развития.
Исходя из этого, можно перечислить основные преимущества, которая дает цифровизация малого бизнеса:
- увеличение количества клиентов;
- рост положительных отзывов;
- дополнительный контроль качества своего продукта или услуги;
- эффективная логистика;
- эффективные каналы коммуникаций с клиентами;
- удобство контроля над процессами и работой сотрудников;
- увеличение скорости работы.
Что же мешает малому бизнесу в цифровизации?
Процесс цифровизации для многих компаний сегмента МСБ кажется чем-то непонятным и недоступным в силу своей сложности и высокой стоимости.
Недостаточная осведомленность о цифровых технологиях и сервисах, а также о возможностях улучшения с их помощью основной деятельности, является одним из барьеров на пути к цифровизации. А мнение о том, что это требует миллионных бюджетов, которых нет, отпугивает МСБ. К тому же, цифровизация требует обучения как владельца бизнеса, так и всех сотрудников, то есть недостаточно только одному человеку в компании быть вовлеченным в цифровизацию.
Тем не менее, несмотря на страхи и опасения, лед тронулся.
К примеру, исследование цифровой зрелости малого бизнеса в США (2020 Small Business Digital Maturity Study[1]), проведенное во время пандемии, показало готовность малых предприятий к принятию ключевых технологий — 70% опрошенных ускоряют внедрение цифровых технологий.
Согласно исследованию НПП «Атамекен»[2] по четырехбалльной шкале показатель по внедрению инноваций и модернизации предприятий составил 2,5 балла.
Если говорить о внедрении цифровых технологий в отраслевой разбивке, то лидирующими сферами стали: электроснабжение, водоснабжение и ТБО. Сельское хозяйство и торговля отстают, показали результаты опроса.
Как отмечается в исследовании, цифровые технологии больше всего применяются в коммуникациях, банках, сдачах отчетности и цифровизации систем безопасности.
Так как же ее внедрять ?
Что же делать и с чего начинать переход в “цифру”?
Мы вас удивим, для этого не нужно разрабатывать сложные стратегии, которые потом будет сложно воплощать. На самом деле малый бизнес уже использует цифровые инструменты, например такие как:
- интернет;
- онлайн платежи и переводы;
- социальные сети;
- различные площадки для продажи товаров такие как olx, satu и т.п.
Следующим шагом в процессе цифровизации является усиление тех инструментов, которые уже задействованы. Это запуск рекламы в социальных сетях, подключение чат-ботов в Instagram и WhatsApp, использование сервисов каталога товаров в том же WhatsApp и маркета в Instagram и Facebook. Помимо этого, предприниматели могут активно развивать свой бизнес в маркетплейсах и запускать собственные сайты, вопреки сложившемуся мнению, это не требует особых ресурсов. Главное в процессе цифровизации занять проактивную позицию и шагать в ногу со временем
Таким образом, в современном мире для малого бизнеса очень важно иметь цифровое конкурентное преимущество, и на самом деле уже существует большое множество доступных и даже бесплатных ресурсов, чтобы компания могла получить знания и использовать цифровые инструменты. Для компаний, которые хотят расти, на сегодняшний день есть все условия для цифрового развития, и это не только бесплатные видео на Youtube, но и сотрудничество с бизнес-партнерами, как например микро организация KMF.
Цифровизация - это не страшно, просто нужно в первую очередь собрать и изучить всю доступную информацию и КMF совместно c KMF-Демеу помогут Вам в этом. Пройдите опрос ниже и узнайте, насколько оцифрован Ваш бизнес, и начинайте трансформацию своего бизнеса!
[1] https://www.cisco.com/c/en/us/solutions/small-business/resource-center/small-business-2020-digital-maturity-study.html
[2] https://atameken.kz/ru/articles/36020-cifrovizaciya-glazami-biznesa